Творческая мастерская «Тритон»
Изготовление витажей на заказ

+7 (911) 793-36-32
ул. Трефолева д.1 лит. П

Услуги      Акции

Техники

КЛАССИЧЕСКИЙ ВИТРАЖ

Техника "классического витража" в целом осталась неизменной со времен Средневековья. Цветные стекла вырезаются по рисунку, обтачиваются и скрепляются между собой при помощи свинцовой протяжки, имеющую в разрезе форму положенной на бок буквы «Н», затем эта протяжка спаивается в местах стыков при помощи олова. Таким образом, витраж составляет единую конструкцию стекла и металла, где свинцовый профиль является несущим каркасом и одновременно образует контурные линии рисунка витража. Процесс работы со стеклом в данном случае на сегодняшний день отличается, пожалуй, лишь набором более современных инструментов.

Подобным образом витражи собирают так же при помощи латунного профиля. По сравнению с витражами на свинцовой арматуре, латунный витраж значительно прочнее. Однако относительно твердая и жесткая латунь уступает свинцу в пластичности. Для витража, собранного на латунную оплетку, характерны композиции с использованием стекол, имеющих, главным образом, прямолинейную конфигурацию или слабо выраженную кривизну.

РАСПИСНОЙ ВИТРАЖ

Практически все средневековые витражи, о которых сейчас мы говорим как о классических, содержали в себе элементы росписи.  Это были глубоко религиозные произведения искусства, несшие в себе серьезную смысловую и информационную нагрузку.
На сегодняшний день расписной витраж подразумевает наличие в нем росписи, независимо от того какую технику будет применять мастер. Для росписи по стеклу используются специальные силикатные краски. После нанесения слоя живописи, расписанные кусочки обжигаются в печи. Рисунок наносится в несколько слоев и, соответственно, в несколько обжигов, поэтому процесс росписи достаточно длительный. Поскольку краски содержат стекольный флюс, при обжиге живопись вплавляется в стекло и становится с ним единым целым. Такое свойство силикатных красок позволяет живописи удерживается на поверхности витража на протяжении столетий.  Подтверждением тому служат великолепные храмы времен Готики, много веков назад украшенные бесчисленным количеством  разноцветных стекол, расписанных и обожженных в печах.

ТЕХНИКА «ТИФФАНИ»

«Тиффани» сейчас является одной из самых популярных техник сборки витража.  Своему появлению она обязана американскому художнику, дизайнеру и бизнесмену Луису Комфорту Тиффани, который практически возродил витражное искусство и сделал его невероятно популярным в эпоху Модерна. В 1878 году Тиффани открыл собственную стекольную фабрику, где производилось стекло всевозможных цветов и фактур, из которых и собирались знаменитые на весь мир витражи Тиффани. Эти витражи стали новым словом в искусстве оформления интерьеров, являясь предметом гордости многих домов Америки и Европы.

Сама технология сборки витража отличается тем, что вместо свинцовой протяжки, как в классическом витраже, в технике Тиффани используется медная фольга. Этой фольгой оборачиваются края стекол, которые затем плотно подгоняются друг к другу и пропаиваются с обеих сторон при помощи оловянного припоя. Такой способ делает рисунок витража более свободным, ажурным и легким по сравнению с классическим, позволяя использовать самые маленькие фрагменты стекла, а контурные линии каркаса витража делать значительно тоньше.  

ФЬЮЗИНГ

Фьюзинг - это довольно молодая техника, суть которой - спекание цветного и прозрачного стекла в единую массу. Английское слово "fusing" переводится как плавка, слияние. Нарезанные по рисунку стекла укладываются в специальную печь, в которой температура поднимается до 800-8500С. При такой температуре, стекло сначала становится мягким, а затем переходит в жидкое состояние, фрагменты рисунка сплавляются между собой. В зависимости от температурных режимов стекло может растекаться с разной интенсивностью. Важной особенностью этой технологии является состав сплавляемого стекла, который должен иметь идентичные показатели коэффициента температурного расширения. Случайно выбранные стекла, сплавятся между собой, но при остывании обязательно дадут трещины в местах слияния, поэтому используются специальные стекла для фьюзинга, одного производителя и с одинаковым значением КТР. Работа в технике спекания, "фьюзинга", требует от художника определенных знаний, навыков и способности тонко чувствовать возможности материала.

ФАЦЕТ

Очень изысканно смотрятся фацетные витражи.  Такие витражи собираются из шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. В гранях такого стекла свет преломляется и дает разноцветное мерцание.  Подобный витраж чаще размещают в межкомнатных дверях, каминных экранах,  дверцах мебели. Так же фацетные вставки могут использоваться в классических витражах, эффектно дополняя геометрический рисунок.

ТЕХНИКА ПЕСКОСТРУЙНОЙ ГРАВИРОВКИ.ТРАВЛЕНИЕ

Еще один способ художественной обработки стекла – это пескоструйная техника, суть которой заключается в том, что при помощи сжатого воздуха и абразива на поверхность стекла наносится рисунок. Витражи, выполненные таким методом, подойдут для интерьеров в классическом или минималистском стиле. Выглядит это как матовый рельеф в толще бесцветного или тонированного стекла. Очень схожа с пескоструйной обработкой такая техника, как гравировка по стеклу.
Существует способ химической обработки стекла, такой как травление. Эта техника, основана на способности плавиковой кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния (главным компонентом стекла). При таком взаимодействии поверхность стекла становится матовой. Как и в пескоструйной технике, здесь используются защитные трафареты, под которыми стекло не поддается воздействию кислоты или абразива (в зависимости от техники). Такие трафареты дают возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины.

ТЕХНИКИ ИМИТАЦИИ ВИТРАЖЕЙ

Наряду с перечисленными выше техниками, существуют так же способы имитации классического витража. Современные технологии позволяют создавать цветные картины на цельном стекле, не используя такие трудоемкие способы как: наборную паяную перегородчатую и пескоструйную технологии, технику спекания или травления. Цвет на стекло можно нанести с помощью ярких пленок, стойких лаков, лавсановых покрытий и других материалов. Такие технологии не предполагают ни металлической протяжки, ни спайки, ни высокотемпературной обработки стекла. К плюсам данного направления можно отнести меньшую стоимость, быстроту изготовления, возможность наносить рисунок практически на любое стекло (триплекс, стеклопакет, оргстекло и т.д.), а так же возможность изготавливать витражи довольно большие по площади, не используя дополнительных рам и специальных конструкций. Другими словами,  требования к таким витражам по габаритным и прочностным характеристикам те же что и для обычного листового стекла.

Если же говорить о недостатках описываемых изделий, то они, наверное, очевидны. В первую очередь это срок эксплуатации. Настоящий классический  витраж прослужит нескольким поколениям, тогда как пленочный или лаковый витраж проживет в десятки раз меньше. Второй отличающий фактор – это эстетическая и художественная ценность. Однако, нужно понимать, что использование одной или другой техники должно быть обусловлено целесообразностью. Так, не всегда дорогостоящий, классический витраж будет уместен, например, в небольшом торговом зале или недорогом кафе с пластиковыми стульями. И, наоборот, в интерьере, выполненном в классическом стиле с мебелью из массива дуба и мраморными подоконниками, вряд ли будет оправдано использование пленок, имитирующих витражные стекла.

Создание сайта —
студия Life-work

+7 (911) 793-36-32
ул. Трефолева д.1 лит П
triton-art@mail.ru
Copyright ©
Triton-art TM
2010—2017